Запись на консультацию

+7 (916) 223-27-27

info@dislekt.ru

Научный взгляд

Термин ДИСЛЕКСИЯ был введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.
В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, имея при этом уровень интеллекта нормальный для детей его возраста.
В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на динамику поля зрения, нарушение которого приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
Еще одна теория говорит, что между двумя полушариями существует анатомическая связь – мозолистое тело, и для слаженной, совместной работы обоих полушарий, требуется их функциональная связь. Функциональная связь полушарий формируется в период младенчества. Именно период ползанья является важнейшим этапом для ее полноценного формирования. Уже в младенческом возрасте (в процессе деятельности тела) закладывается качество взаимодействия полушарий мозга.
Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука – левая нога, левая рука – правая нога) складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. В этом случае у ребенка естественным образом формируется совместная деятельность полушарий, т.е. какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Таким образом, мозолистое тело становится «мостом» между полушариями.
Если же период ползанья у ребенка сокращен, двигательная активность ребенка была невысокой или в развитии ребенка вообще «выпал» этот период (малыш встал и пошел), то в дальнейшем появляется излишний сознательный контроль за действиями тела. В наиболее тяжелых случаях такой ребенок похож на сороконожку, которая раздумывает, с какой ноги ей пойти. В этом случае активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность второго полушария. Мозолистое тело становится своеобразным барьером, разделяющим одно полушарие мозга от другого и каждое из полушарий от одноименной половины тела. Вследствие чего у такого ребенка нарушается взаимодействие мозг – тело и координация полушарий отсутствует.
Таким образом, многие логопеды полагают, что именно отсутствие слаженности в работе левого и правого полушарий – основная причина трудностей в учебе, в том числе и возникновении дисграфии и дислексии у ребенка. И путь к устранению трудностей обучения, решению проблем в школе и в других видах деятельности видится им в объединении обоих полушарий в единое целое, соединении их усилий.
Один из методов борьбы с дислексией, появившийся в 50-х годах, взял свое начало из наблюдения того, что дети, у которых позже развилась дислексия, часто начинали ходить до того, как они могли ползать. Лечение заключалось в том, что дислектиков надо было заставлять ползать по полу до тех пор, пока дислексия не исчезнет. Конечно, это не помогало, но терапия ползанием была включена в число многих программ лечения дислексии, и она до сих пор иногда практикуется.
Сегодня существует множество различных теорий по поводу того, чем же является дислексия и что ее вызывает. Большинство из них было сформулировано для получения возможности объяснить симптомы или характеристики дислексии – и причины возникновения неспособности.
Очевидно, что исследователи (и педагоги) до сих пор находятся в поисках функционального определения и часто не могут прийти к общему заключению по поводу своих гипотез и моделей, касающихся причин дислексии.
В книге «Левый мозг, правый мозг» (Left Brain Right, 1981) Спрингер и Дойч ясно дают понять, что не существует одной определяющей возникновение дислексии причины.
Предположение о том, что дислексия возникает из-за биологической дисфункции или дисфункции органов подвергается сомнению, если рассматривать его с точки зрения одной из основных инженерных гипотез: Функция определяется структурой.
Если структура (мозг или нервная система) действительно были повреждены, то функции (симптомы) этой структуры также должны быть постоянно повреждены. Однако любой, кто когда-либо испытывал или наблюдал симптомы дислексии, может подтвердить, что они непостоянны. Кроме того, у разных людей они могут проявляться по-разному и с каждым днем меняться у одного и того же человека. Таким образом, или структура должна постоянно меняться, или же проблема вызвана каким-то другим фактором, а вовсе не структурным дефектом или недостатком в развитии. Осознание этого факта привело к совершенно новым, не проводившимся ранее, исследованиям дислексии.
Результатом данных исследований стал вывод о том, что дислексия (в случаях, которые не включают в себя доказанное повреждение мозга) не является структурной проблемой, но, по всей видимости, проистекает от когнитивной (когнитивный: процесс познания, включающий восприятие, память, оценку, концептуализацию, интуицию и осознание) функции.
Кроме того, было обнаружено, что этот процесс является настоящим талантом восприятия, врожденным даром, ответственным за широкий спектр способностей и талантов, которые так часто демонстрируют дислектики. Также было выяснено, что эта способность бессознательная, однако ее относительно просто можно научиться контролировать усилием воли.
Рональд Д.Дейвис обнаружил и утверждает, что дислексия не является результатом церебрального нарушения нервной системы. Она также не вызывается пороком развития мозга, внутреннего уха или глазных яблок. Дислексия – это продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания.