Запись на консультацию

+7 (916) 223-27-27

info@dislekt.ru

Основы метода коррекции по системе Дейвиса

Некоторые дислектики обнаруживают, что они абсолютно не могут научиться читать. Будучи взрослыми, они все еще сражаются со звуками и буквами, складывая их вместе, чтобы расшифровать слова. Они не могут вспомнить символы или комбинацию символов. Слова, которые они знают, на странице не выглядят знакомыми. Их способность узнавать слова обычно оценивается ниже уровня ученика третьего класса, даже, несмотря на то, что они могли годами работать над чтением.

Другие люди могут читать слова относительно хорошо. Когда они читают вслух, все звучит ясно. Но эти ученики обнаруживают, что они не понимают того, что читают. Они должны прочитывать предложение несколько раз, чтобы извлечь из него какой-то смысл. Для них характерно наличие сильных затруднений при письме, и они считают символы языка очень обескураживающими.

Оба вида дислектиков испытывают одинаковое унижение и фрустрацию. (Фрустрация- глубокое хроническое чувство или состояние небезопасности, уныния и неудовлетворения, как следствие несбывшихся желаний, внутренних конфликтов или других неразрешенных проблем). Они технически неграмотны и ограничены в своей свободе заставить печатное слово работать на них.

Отрывок их книги Р. Дейвиса «Дар Дислексии»:

«В 1983 году родители ученика с дислексией, занимающегося по программе нашей школы, забрали его в Исследовательский центр Рона Дейвиса. Это было наше первое знакомство с действительно уникальной программой. Когда ученик вернулся в школу, он чувствовал себя «на небесах» от своих успехов. Он утверждал, что он впервые может концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении задания до конца.

Я сразу же спросила у него, что же это его так изменило. «Я не могу вам рассказать, д-р Смит», — ответил он. «Вас от этого может затошнить. Это могут делать только люди с дислексией. У других людей это вызывает тошноту». Теперь я понимаю, что он имел в виду программу «Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией», которую он прошел, и побочный эффект тошноты, который иногда вызывает дезориентация у людей, не являющихся дислектиками.»

Концепция Дейвиса, называемая «ориентацией», наиболее легко понимается преподавателями и психологами как «внимание». «Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией» дает клиенту стабильное состояние и контрольную точку для фокусирования внимания. Это важно для предотвращения дезориентации и спутанности сознания при работе с символами для хорошего чтения, письма, орфографии, речи и вычислений. Имеет место сильная визуальная стабилизация, что способствует сосредоточению внимания и создает ощущение «контроля», о котором свидетельствует большинство клиентов. Обрести контроль своей системы обучения и нести за нее ответственность является очень важным для обучения, особенно когда изучается нечто столь сложное, как система чтения.

Суть методики: помочь ребенку освоить механизм «выключения» дезориентации, с помощью установления так называемой «точки ориентации», из которой в силу богатого воображения он сможет увидеть окружающий мир без искажений. Данная система помогает ребенку освоить наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы, и получить в своем воображении их образное воплощение, тем самым, устраняя ненужные пробелы в восприятии.

Базовая методика состоит из нескольких процедур, которые можно условно поделить на следующие составляющие:

Оценка способности восприятия. Собеседование. Анкета Личных способностей

Цель: Это начальная процедура, с помощью которой можно определить, подходит ли «Метод коррекции дислексии по системе Дейвиса» для разрешения проблем и достижения целей в данном конкретном случае. В какой именно затруднительной для него отрасли ребенок хочет достичь улучшений, а так же установить какой именно метод наилучшим образом подойдет к нуждам данного клиента.Многие родители удивляются, когда узнают, что для их ребенка гораздо важнее преодолеть трудности в общении или в способности заводить друзей, чем чтение или грамотность в школе. Применяя методики, можно помочь ему устранить препятствия и в тех, и в других отраслях. Мы применяем такую оценку Для детей и для взрослых. Обычно мы не делаем такую оценку для детей в возрасте младше семи лет, потому что, как правило, только в этом возрасте дислексия начинает проявлять себя.

Процедура Консультация по Ориентации/Регулировки

Основной проблемой ребенка с дислексией является состояние дезориентации т.е. искаженное восприятие.

Цель: Научить клиента контролировать и отключать искажения в восприятии, быстро востанавливать точное восприятие. Научить клиента в состоянии точного восприятия обнаруживать источники замешательства (слова, символы, звуки и т.п.).

Дислектик начинает на собственном опыте ощущать разницу между восприятиями, полученными в состоянии ориентации и дезориентации и получает способность контролировать свою дезориентацию, то есть сознательно включать или выключать ее. Этот контроль также повышает и порог замешательства.

Далее мы искусственно создаем предпосылки для узнавания того момента, когда появляется дезориентация. Увидеть, что другие люди дезориентированы, очень просто; увидеть, что дезориентирован ты сам, невероятно трудно. Тем не менее, дислектик должен обнаруживать в себе признаки появления дезориентации, чтобы полностью ее контролировать. Мы отслеживаем дезориентацию во время выполнения дислектиком заданий, известных, как провоцирующие состояние замешательства. Постепенно он сам начнет замечать ложные восприятия, сопровождающие все виды дезориентации.

Разрядка.

Люди, страдающие дислексией, испытывают постоянное сильное напряжение и, как результат, быструю утомляемость.

Цель: научить клиента достижению и сохранению состояния расслабления, чтобы понизить уровень стресса или волнения, снятию напряжения, а также головных болей возникающих в результате удержания в фокусе. Эта процедура также может поднять уровень порога замешательства и повысить эффективность контроля за ориентацией и шкалой.

Шкала энергии.

Понятие шкалы энергии включается в программу для того, чтобы предоставить клиенту контроль над его ощущением скорости, времени, возможностью оценить энергетический уровень и потенциал. Это помогает клиенту «нормально» функционировать по отношению к другим людям.

Точная настройка ориентации.

Цель: найти свою оптимальную точку ориентации. Дать клиенту возможность увидеть, почувствовать, узнать, что равновесие может быть использовано, как средство для вызова состояния ориентации. Научить клиента всегда определять свою точную ориентацию.

Упражнения с мячиками КУШ

Цель: упражнений устранить проблемы связанные с координацией движений (диспраксией), т.е. привести кинестетическое чувство в гармонию с оптимальной ориентацией. Усилить использование оптимальной ориентации, развить координацию и чувство времени. Этими упражнениям мы вынуждаем открываться нервные проводящие пути, которые прежде были заблокированы, а также сводим кинестетическое и зрительное восприятие вместе.

Освоение символов.

Взяв дезориентацию и ложные сенсорные восприятия под контроль, следует рассмотреть еще один достойный изучения фактор: первоначальное замешательство, положившее начало целой цепочке факторов.

Дезориентация вызывается столкновением с нераспознанным символом/словом, достаточным, чтобы превысить порог замешательства.

Удалите из символа/слова замешательство, и дезориентация не появится.

Это может произойти, если дислектик будет контролировать дезориентацию. Способность выключать дезориентацию позволяет дислектику точно и адекватно воспринимать символ и устранять замешательство.

Три важных фактора, влияющих на процесс распознавания символов:

  1. Знание того, как выглядит символ/слова.
  2. Знание того, как он/оно звучит.
  3. Полное знание о значении или концепции символа/слова.

Отсутствие любого из перечисленных факторов, особенно мысленного образа или концепции его значений, могут вызвать замешательство и привести к дезориентации. Это происходит потому, что дислектики думают преимущественно концептуальными формами и образами, а не звуковыми оболочками слов.

Если все три фактора по отношению к определенному символу соблюдены, вероятность появления замешательства сводится к нулю, и появление дезориентации больше не провоцируется.

Освоение символов — чрезвычайно эффективный метод для разрешения
замешательства, вызываемого символами, и предотвращения дезориентации, хотя
вначале может показаться, что на нее уходит слишком много времени.

Дислектики часто знают, как слово звучит или выглядит, но не знают его
значения. Чего им недостает, так это невербальной концептуализации значения
или концепции слова, с помощью которой они могли бы думать. Этот процесс
позволяет им создавать это «недостающее звено» как мысленно, так и реально, и
устраняет причину симптомов дислексии.

Три шага к легкому чтению.

Эти простые упражнения были разработаны для того, чтобы обучить тех, кто не может читать, основным навыкам, необходимым для свободного чтения и понимания прочитанного.

  1. Научить ученика переводить взгляд слева направо ( по принципу «бегущая строка»)
  2. Помочь ученику научится узнавать группы букв, как слова.
  3. Понимание прочитанного. Приобретение способности клиента сочетать образное мышление с процессом чтения.